В 1834 году инженер Франц Герстнер, специалист по строительству железных дорог, посетил горные заводы Урала. Во время этой поездки он задумался о перспективах железнодорожного транспорта в России. Годом позже Герстнер предложил Николаю I план строительства дорог, который был одобрен.
Открытие первой дороги состоялось 11 ноября 1837 года. Участок длиной 23 км соединил Петербург и Царское Село. Первым поездом управлял сам Герстнер, развив высокую для тех времен среднюю скорость — 51 км/ч.
Поезда и рельсы для строительства дороги приобретались за рубежом — в Англии, Бельгии, Ирландии.
На полотне запечатлена обкатка первого паровоза в России (1836). Паровоз, позже получивший название "Слон", был произведен в Англии на заводе Гакворта — одного из изобретателей этого вида транспорта.
Первая железная дорога России
Мастера Виктор Коробейников Константин Антипин
Шлифовщик
Атемасов Алексей
Ювелир
Бабушкин Дмитрий
— Материалы яшма, окаменелое дерево, долерит, родусит, пирит,
аметист
Размеры, д × ш × в
100×35×37 см
Вагоны
"Берлин" — пассажирский вагон I класса, с мягкими сиденьями для восьми человек — наиболее комфортабельный вагон тех времён.
Вагоны II, III, IV класса вмещали больше пассажиров, но были менее комфортны — например, не имели стенок, крыши и рессор.
Для перевозки еды, клади, животных использовались отдельные грузовые вагоны.
Водяной котел и емкость для угля — вагон "тендер" на паровозах Стефенсона.
Над проектом работали
Мастера Виктор Коробейников Константин Антипин
Шлифовщик Атемасов Алексей
Ювелир Бабушкин Дмитрий
— Материалы яшма, окаменелое дерево, долерит, родусит, пирит, аметист